Мотоцикл дарит ощущение драйва, скорости. И многие новички теряются от этих эмоций. Они забывают, что мотоцикл — это опасность.
При этом не только для окружающих, но и для водителя. По статистике, мотоциклисты гибнут в 30 раз чаще, чем те люди, которые управляют авто.
Если в машине водителя защищает ремень, подушки безопасности, кузов самого автомобиля, то мотоцикл — это 99,9% риска. Кроме экипировки, в случае опасности не поможет ничего.
Что же делать? Изучать правила поведения на дороге и не забывать советы опытных байкеров.
Общие рекомендации
Чтобы сохранить жизнь и не повредить байк, необходимо соблюдать правила дорожного движения.
Важно исключить неоправданный риск. Например, если загорается жёлтый сигнал светофора, то нужно остановиться, а не стараться «проскочить», ведь в этот момент многие автомобилисты хотят сделать это же. И вряд ли они заметят мотоцикл.
Второе, как бы глупо это ни звучало, думать, что каждый участник движения хочет тебя убить. Конечно, это образное выражение, но оно может сохранить жизнь. Учитывайте, что для большинства участников дорожного движения мотоциклист — «невидимка». Вот несколько примеров:
Часто скорость мотоцикла в общем потоке выше, чем у автомобилей. Многие начинают лавировать между машинами. В итоге автолюбитель может посмотреть в зеркало, никого не увидеть через секунду начать перестраиваться. А в это время мимо мчится байк. Итог — авария.
Пробки в крупных городах не редкость. Понятно, что неохота стоять в общем потоке, когда мотоцикл легко может проехать между автомобилями. Так думают и пешеходы. Один решил перебежать дорогу, второй выйти из стоящего автомобиля и пройтись пешком. А здесь мотоцикл, про который никто не помнит.
Примеров можно привести много. Но смысл один — безопасность мотоциклиста зависит только от его реакции и внимательности.
Советы безопасности
Главная проблема — определение мотоциклиста другими водителями, пешеходами. Учитывайте, что байк узкий, быстрый, манёвренный. И про него часто забывают. Когда водитель смотрит в зеркало, то он ищет глазами автомобиль, автобус, грузовик, но часто не помнит про мотоцикл. Поэтому мотоциклистам важно соблюдать несколько правил.
Носите экипировку
Первое, о чём необходимо позаботиться, — шлем. Это защита головы при возможных ударах и глаз от попадания камней, насекомых, ультрафиолета. Кроме того, ПДД запрещают езду без шлема: за нарушение грозит штраф 1000 рублей, согласно статье 12.6 КоАП РФ.
Также нужно подобрать:
- Куртку. Спасёт рёбра и руки при падении.
- Перчатки. Сохранят кожу на ладонях.
- Штаны. Снизят риск перелома ног.
- Мотоботинки. Защищают голеностоп, стопы.
Часто у новичков возникают вопросы, зачем нужны специальные куртки или мотоштаны. Дело в том, что они защищают от осадков, обеспечивают хорошую терморегуляцию, а это важно при езде. У такой одежды есть особые мембраны, дополнительные защитные детали. Они помогают смягчить последствия от ударов.
Подбирайте удобную мотоэкипировку: она не должна сковывать движения, отвлекать от дороги.
Помните, что любая поездка (даже на пару километров!) без защиты может обойтись дорого.
Обеспечивайте видимость
Включённый свет днём, дополнительная подсветка, яркая экипировка привлекут внимание. Тогда водители авто быстрее заметят мотоцикл.
Немаловажно правильное движение. Оно сделает вас более заметным и поможет другим водителям определить скорость мотоцикла.
Например, при движении рекомендуется держаться ближе к краю полосы. Тогда водитель авто точно заметит мотоцикл в боковое зеркало, а при резком торможении автомобиля у вас останется время на манёвр.
Не помешают светоотражающие элементы на одежде. Так автомобилист, который двигается за мотоциклистом, сможет вовремя среагировать, оценить примерно расстояние.
Не стоит двигаться за крупногабаритным транспортом: автобусом, фурой. При перестроении глаз водителя «фиксирует» крупный объект: как только он проезжает, автомобилист начинает перестроение. Заметить мотоцикл в такой ситуации непросто.
Следите за техническим состоянием мотоцикла
Думаем, что этот момент не вызывает вопросов. Но всё же. Не забывайте подзаряжать АКБ, смазывать цепь, проверять уровень масла и прочее. От любой мелочи зависит, как поведёт себя мотоцикл на трассе.
Важно и состояние шин. Подбирайте их в зависимости от дороги, манеры езды. Учитывайте, что какими бы классными и профессиональными ни были покрышки, на мокрой дороге «лихачить» не стоит. В таком случае увеличивается тормозной путь, а в дождь ещё и ухудшается обзор.
Приобретайте только качественные мототовары.
Несколько советов при движении
Безопасность зависит только от самого мотоциклиста: от того, как он соблюдает простые правила, которые помогли сохранить много жизней. Основные:
Не двигайтесь вплотную за грузовым транспортом. Из-под его колёс вылетают камни, осколки, куски резины. Если нет возможности обогнать, держитесь на расстоянии.
Очевидно, но очень важно: никакого алкоголя за рулём. Даже глоток пива ухудшает реакцию. А это ваша жизнь.
Если пьёте лекарства перед поездкой или на постоянной основе, внимательно читайте инструкцию. Некоторые препараты замедляют реакцию, вызывают сонливость, снижают концентрацию, влияют на зрение, становятся причиной эйфории. Ни в каком из этих состояний нельзя садиться за руль.
Правильно обгоняйте. Не обгоняйте самую правую машину справа, а самую левую — слева: водители уверены, что там проехать никто не сможет, поэтому они не настороже. Автомобилисты могут начать совершать манёвр, если необходимо повернуть.
Не двигайтесь около отбойников. Для водителей авто там «мёртвая» зона. В случае объезда препятствия, желания посмотреть, что там впереди, авто спокойно направят ближе к отбойнику. Водитель даже не посмотрит в зеркало: для него существует правило — там никого нет.
Сбавляйте скорость перед перекрёстками. Кто-нибудь обязательно захочет «проскочить» на жёлтый сигнал светофора, тронуться раньше времени. Невысокая скорость позволит сократить тормозной путь в экстренной ситуации и даст больше времени на оценку дорожной обстановки. Даже если у вас приоритет по движению, лучше считать, что мотоциклист всегда на второстепенной (это не значит, что надо всех пропускать: просто будьте максимально внимательны).
Опасайтесь выездов со дворов, с парковок. Чтобы обезопасить себя, держитесь левого края дороги. Так получится увеличить расстояние от выезжающей машины, выиграть время на манёвр. Водитель авто при выезде со двора ищет глазами машину, а небольшой (по сравнению с авто) мотоцикл «не фиксируется» у него в голове. Да и часто припаркованные около поворота автомобили мешают обзору.
Не двигайтесь по разметке. Она скользкая, а в дождь становится ещё опаснее (сцепление падает практически до нуля). При этом торможение на ней опасно заносом.
Привстаньте при проезде лежачих полицейских, железнодорожных путей и других препятствий. Так снизится нагрузка на вилку, повысится устойчивость мотоцикла.
Соблюдайте дистанцию. Даже при одинаковой скорости у автомобиля и мотоцикла разный тормозной путь. Причём проигрывает второй. Поэтому оценивайте дорожную обстановку, внимательно следите за транспортом, который едет перед вами.
Исключите движение «колесо в колесо». В таком случае всё внимание второго мотоциклиста непроизвольно фиксируется на колесе мотоцикла, который едет впереди. При резком торможении не остаётся времени на манёвр, что может стать причиной аварии. Оптимально — двигаться со смещением, чтобы оставить свободное пространство.
Повороты проходите на ускорении. Тормозите до вхождения, а затем набирайте скорость. В таком случае получится стабилизировать положение мотоцикла.
И всегда помните золотое правило: если сомневаетесь, то не делайте.
Что в итоге
Чтобы сохранить жизнь и мотоцикл, следуйте простым правилам: будьте заметными, предсказуемыми, не забывайте про экипировку и соблюдайте правила дорожного движения. Их разработали не для выписывания штрафов, а чтобы сохранить жизни людей.
Ни на секунду не теряйте концентрацию. На дороге много тех, кто считает, что правы только они.
За руль мотоцикла нужно садиться хладнокровным. Эмоции мешают контролировать ситуацию на дороге, вовремя принимать решения.