История

История села

       Вблизи от Оренбургской трассы, на крутом левобережье Камы, обрамленным глубокими местными оврагами, пригнездилось красивое, песенное и, как называют его Чистопольцы, рыбное, грибное село Кубассы, которое находится как бы всегда на старте, к вольному полету над бескрайними речными просторами.

      Территория Кубасского сельского поселения довольно обширна. Одной только пашни около 8 тысяч гектаров и включает в себя пять населенных пунктов: с.Кубассы, д.Березовка, с.Старое Иванаево, д.Байтеряково и д.Утяково. Они разные по размеру, количеству населения и перспективам.

      С октября 2004 года образованы 2 хозяйства: ООО «Родник» и ООО «Закамье-Агро»

      Как и для всех крестьян, во все времена не было легким житие-бытие и для кубассцев. Но с какой любовью к родному краю, его истории рассказывают старожилы, будто на всем свете нет лучше и краше их села. Не случайно, что они первыми создали свой музей, по крупице собрав исторические документы, фотографии и т.д. Главный исторический документ в музее записан со слов Ф.Сидорова, жившего в нем в 18 веке.
Самое большое село на территории поселения – с. Кубассы которое заселили  потомки отчаянных пиратов.


      Интересна история возникновения Кубасс, чем–то похожая на начало авантюрного пиратского романа. Основали его беглые крестьяне с уральских демидовских заводов, которым было приписано немало сел на Каме. К ним приблизились беглые из других мест. Местные жители не стесняясь, и даже с гордостью, говорят о том, что их предками были пираты-разбойники, прятавшиеся в здешних лесах. Пираты, которым нередко примыкали всякого рода нищие, смело грабили проходившие по Каме суда, тем и жили. Но люди – есть люди, и пиратам, заимевшим жен и детей, захотелось праведного существования. Тогда они расчистили от леса место на живописном берегу Камы и построили поселок, назвали довольно мирно – Сергиевское. Потому-что именно в день Святого Сергия Радонежского 8 октября была построена местная церковь. День святого Сергия Радонежского на все времена стал здесь престольным праздником. Но это название не прижилось, все именовали селение Кубассами - по имени пиратского вожака Кубассова, который одним из первых поселился в этих местах. Кубасской стали называть и изрытую оврагами речушку, прежде звавшуюся Отваркой. Уточним, что все эти сведения записаны в 1869 году, когда сам автор уже был в преклонном возрасте и тогда же поведал о том, что его отец и дед жили в Кубассах. Далее он сообщает, что Кубассы село вольное, а д.Березовка, расположенная через овраг - барское. Там жили три барина, которые боялись кубассцев и не селились с ними. Кубассцы отличались не только вольным, независимым характером, но и высоким мастерством, талантом, одевая, обувая как своих жителей, так и из соседних сел. В музее до сих пор хранится ручной ткацкий станок и расшитые белоснежные полотенца. Льняные рубашки, которые сейчас вновь входят в моду, и трудно поверить, что им уже более века. Далеко за пределами губернии славились искусстно выделанная кожа, шелковые, отделанные золотом нитью пояса, которые раньше носили мужчины, женщины и дети. Заказы на такие пояса поступали даже из Нижнего Новгорода, куда возили их на Всероссийскую ярмарку. Как говорится не было износу и валенкам, выработанным местными мастерами, также торговавшими ими по всему Закамью. Особым секретом владели они и по поиску питьевой воды, рытья колодцев, во многих деревнях добыв живительную влагу. Тысячи домов построили в округе отменные плотники. Далеко не радужным, даже трагичным был период коллективизации. Крепкие, зажиточные хозяйства были раскулачены, в небытие канули конфискованные у них ветряные, паровые мельницы, маслобойки, крупоружки. Насильно выгребали у крестьян последний хлеб, забирали коров, лошадей, инвентарь, плач стоял на улицах села Кубассы. А бедный люд, объединившись в первый колхоз «Доброволец» стал просто голодать. Это был 1929 год. «Работали за трудовые палочки» - пишет один из первых его председателей Д.Крашенинников, позднее поднявший и укрепивший это хозяйство. Только дела пошли в гору, грянула война. Как и жители других сел, Кубассцы встали на защиту Родины, очень многие полегли на поле боя, память о них навсегда останется в наших сердцах. Те, кто вернулись живыми помогали поднимать колхоз, трудились на полях, в животноводстве. Создавали семьи, растили детей.
В настоящее время на территории Кубасского сельского поселения не осталось ни одного ветерана, у некоторых остались жены и дети, которые будут вместе с нами чтить память своих отцов и матерей.

Декоративно-прикладное искусство.

      На человека оказывает большое влияние то, в какой местности он проживает. В каждом селе есть свои обычаи, свои устои. Жители села осмысливают историю культуры по своему. Для них история родного края представляет величайшую ценность. История села Кубассы - подлинная сокровищница народной художественной культуры прошлого. Ткачество - древнейшее традиционное ремесло жителей села и окружающих деревень.
История ткачества и вышивки, как и других видов народного искусства и художественных ремесел нашей области до сих пор мало изучена. В Древней Руси обыкновенное и художественное ткачество было известно издавна. Древние русские ткани 11-13 вв. археологи находили в разных областях. Русский ткацкий станок с вертикальным расположением основы появился примерно 5-6 т. лет до н.э. Его изобретение было одним из важнейших достижений человека на первой ступени его развития.
Высокого уровня достигло искусство узорного ткачества. На примитивных ткацких станках кубасские мастерицы вырабатывали гладкие полотна и прекрасные по своим художественным достоинствам рисунчатые ткани. Часть узорных изделий украшала одежду, другая - крестьянский интерьер. Материалом служили льняные нити. Зачастую к льняной добавляли и шерстяную нить.
В последнее время многие произведения декоративно прикладного искусства утратили свою первичную бытовую функцию, но приобрели еще большую художественную, эстетическую значимость.

Культура. 

      Село Кубассы издавна славилось своими певуньями. Бывало, соберутся женщины вечерком у завалинок, и давай песни петь - старинные, да жалостливые, заслушаешься. И задумали в селе ансамбль создать. Весть об ансамбле быстро разнеслась по всему селу. Собрались в клубе самые голосистые женщины села. Ансамбль назвали ласково - «Камушка», а было это в 1985 году и с тех пор зазвучали над рекой Камой старинные русские песни. Одну из песен под названием «У прясла» женщины пели особо слажено и душевно. Именно эту песню и решили повести на зональный смотр художественной самодеятельности. Премьера оказалась очень успешной, вдохновила женщин на новые работы. Теперь коллектив насчитывает песен столько много, что их хватает на всю дорогу до г. Казани и обратно.
С тех пор у «Камушки» началась долгая плодотворная жизнь. Где только не выступал с концертами ансамбль: и во всех селах Кубасского совета местного самоуправления, и в Чистополе, и в других райцентрах, и в селах республики, и в самой Казани.
Везде «Камушку» встречают с большой радостью, а провожают с благодарностью, с просьбой непременно выступить еще раз. С 1992 года с успехом выступает ансамбль на ежегодном празднике русской песни «Каравон», который проводится в селе Русское Никольское Лаишевского района, и это стало доброй традицией, в 1994 «Камушке» присвоено звание Народного коллектива. Многих участников ансамбля уже нет с нами, но в коллектив вливаются новые голоса, и «Камушка» продолжает петь, исполняя все новые и новые песни. Ведь все женщины считают «Что только с песнею душа, бесконечно хороша!». Камушка получила подтверждение звания «народный» от  Министерства культуры Республики Татарстан. Всего в Кубасском СДК функционирует 8 клубных формирований различной жанровой направленности

История колхоза.

      Колхоз в селе Кубассы образовался в 1929 году. Сначала его называли «Доброволец» как свидетельствуют старые документы, в 1948 году в Кубассах появился первый автомобиль. Был продан колхозный жеребчик по кличке «Красавчик» и на вырученные деньги была куплена желанная машина. В 1950 году появился второй автомобиль - это была «Победа», потом ее выменяли на ГАЗ. Интересный факт - машины купили за помидоры, торговать которыми ездили в Молотов (так в те годы называли город Пермь). В 1956-1960 годы председателем колхоза работала Лидия Максимовна Петенкова. Ни до, ни после, женщин в должности председателя отмечено не было. Лидия Максимовна слыла требовательным и заботливым руководителем. В эти годы колхоз стал активно строиться, закупать новую технику, в селах зазвучало радио. В 1957 году в Кубассах построена колхозная электростанция на жидком топливе. Наконец в 1961 году колхоз «Доброволец» объединился со Старо-Иванаевским колхозом имени В.И. Ленина. Причем центральная усадьба отныне разместилась в селе Кубассы. На всю Республику гремел когда-то колхоз-миллионер Имени Ленина. Здесь выращивался рекордный урожай зерновых, действовали мощнейшие фермы крупного рогатого скота, свино-, овце- и конефермы. В какую семью не зайди - везде герои, передовики производства, награжденные орденами и медалями.
Багаева Евдокия Николаевна в 1973 году за большие успехи и проявленную трудовую доблесть в выполнении принятых обязательств по увеличению производства и заготовок продуктов животноводства была удостоена званием Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1976 году за успешную работу была награждена бронзовой медалью ВДНХ. Имеет множество орденов и медалей, звание ветеран труда. Евдокия Николаевна родилась и всю жизнь прожила в с.Кубассы, ее день рождение выпадает на прекрасный весенний женский праздник – 8 марта.
Жарехина Александра Михайловна родилась и всю жизнь прожила в с. Кубассы, работала дояркой. За многолетний и плодотворный труд была награждена Орденом Дружбы народов, Орденом Трудового красного знамени, орденом «Знак почета», бронзовыми медалями «За успехи в народном хозяйстве», «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР». Является ударником 9,10,11 пятилеток. Имеет множество знаков и почетных грамот, звание ветеран труда. Указом Перезидиума Верховного Совета РСФСР награждена почетным дипломом победителя во всероссийском социалистическом соревновании в 1987-1988годах.
Кузнецова Валентина Григорьевна родилась и всю жизнь прожила в с. Кубассы, работала дояркой. За многолетний и плодотворный труд была награждена двумя Орденами трудовой Славы II-III степени. Имеет 3 бронзовые медали «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР». В 1973 году награждена Знаком почета «Победитель социалистического соревнования». Имеет множество медалей звание ветеран труда.
И таких людей множество на Кубасском земле, которые трудились не покладая рук на благо своей Родины. Честь им и слава!

 

История населенного пункта Байтеряково

Деревне Байтеряково – 400 лет. Как сложится ее судьба на пятом веке своего существования, никто не знает.

На левом берегу речки Б.Бахты, при ее впадении в Куйбышевское водохранилище, раскинулась небольшая деревня Байтеряково.

Местность, где расположено селение довольно примечательное. Здесь заканчивается редкая для Западного Закамья асимметрия берегов Б.Бахты и правый берег, который на всем протяжении довольно высокий и крутой, становится пологим, как левый. С восточной стороны от деревни находится песчаная дюна, являющаяся остатком древнего Акчагыльского бассейна, а с западной протекает река Шентала. Такие природно-географические условия всегда были пригодны для жизни людей. Не случайно в 1967 году археолог А.Х.Халиков рядом с деревней на мысу между речек Бахта и Шентала обнаружил древнюю стоянку человека с характерной для неолита керамикой, а в 1984 году археолог Р.СГабяшев выявил рядом фоссилизованные кости и патинизированные кремневые пластины.

Но не только географическое положение деревни представляет определенный интерес. История Байтеряково неразрывно связана с появлением первых населенных пунктов нашего района после падения Казанского ханства. Исследователь истории сельских поселений Западного Закамья Р.Г.Насыров на основе выявленных источников из Российского государственного архива древних актов, Российского государственного военно-исторического архива и Национального архива РТ отмечает, что Байтеряково является первым ясачным поселением в Западном Закамье, образованным с ведома правительственных органов. Произошло это событие в 1617 году на месте «пустошь Анатвари». Население его составляли «новокрещенные» татары. По всей видимости, возникновение поселения в Закамье связано с появлением Грамоты царя Федора Ивановича от 18 июля 1593 года о запрещении «новокрещенным» татарам жить с некрещеными вместе. Именно к этому времени относится и построение в Казани Новокрещенной слободы с церковью, куда переселялись «новокрещены» из ближайших деревень уезда.

Что касается новокряшен Байтеряково, то, по всей видимости, они выселились из одноименного села Байтеряково, существовавшего еще в период Казанского ханства и находящегося недалеко от правобережья реки Камы. Жители нового поселения сильно рисковали, так как на протяжении многих лет закамские земли привлекали и нагайцев, и калмыков, и башкир, но рядом, на противоположном берегу, находилось дворцовое село Рыбная Слобода, имеющее 1 пищаль затинную и 4 пушки чугунные, где в случае опасности можно было найти убежище.

С возникновением селения Байтеряково необходимо отметить еще одну важную деталь. Оно было образовано на месте пустошей, которые во второй половине XVI века являлись участками заброшенной пашни или бывшего поселения. Таких пустошей в начале XVII века в границах нашего района было четыре. Это «пустошь Анатвари», «пустошь меж Бахты и Шенталы речек», «пустошь Кринка» и «пустошь на речке Четырчи в степи». Все они находились вблизи левобережья реки Кама, и вероятнее всего их основателями было татарское население правобережья. По мнению Р.Г.Насырова, запустение их произошло в период 1552-1557гг. после походов карательной экспедиции правительственных войск.

В XVII и XVIII веках жители Байтеряково в полной мере испытали на себе все горестные последствия вызванного религиозными преследованиями, повышением прямых и косвенных налогов, многочисленными набегами вооруженных отрядов ногайцев, калмыков и башкир. Все это вызывало бесконечные миграции населения. Так, перед первой подушной переписью в 1718 году, боясь увеличения податных тягостей, из 92 жителей деревни в бегах находилось 69 человек. Такая тенденция была характерной и для других поселений. Среднее количество человек, находящихся в бегах из ясачных селений прибрежной зоны Закамья, составляло 77 процентов. По этой причине длительное время все ясачные поселения оставались малонаселенными. В Байтеряково в 1782 году проживало всего 25 ревизских душ крещеных татар, а в 1859 году в 48 дворах числилось 138 душ мужского пола и 158 - женского.

С отменой в 1861 году крепостного права крещеные татары стали массово возвращаться в ислам. Таких насчитывалось50 человек, из них 24 мужчины и 26 женщин. По сведениям православного миссионера Е.А.Малова, в 1866 году в Кубасском приходе из Байтеряково числилось всего 6 новокряшен. В эти же годы в деревне стали проживать и русские, а в 1870 году их уже насчитывалось 158 человек.

Невзирая на все невзгоды, Байтеряково продолжало существовать. Это можно проследить и на примере обучения детей первоначальной грамоте. С открытием в 1849 году в селе Кубассы народного начального училища в числе 68 учеников двое были из Байтеряково. В 1867 году начальное училище стало земским приходским училищем. Наставник - священник Яков Виноградов. Согласно отчету Чистопольского уездного училищного Совета, на 1 октября 1867 ода в училище числилось 40 мальчиков. Проводивший осмотр училища мировой посредник отметил малое число учеников, и в качестве доказательства он приводит такие данные: в Кубассах насчитывается 415 душ мужского пола, в Березовке - 172, в Байтеряково - 77, из чего следует, что из 17 душ мужского пола обучается только 1 ученик. С постройкой в 11897 году собственного здания училища в Байтеряково образование для детей стало доступнее. Училище было русско-татарское, с одним классом, смешанное. В 1900-1911 годах в училище работал Иван Антонов, в 1911-1918 годах - Ольга Степановна Мясникова, с 1918 года - Мария Васильевна Нохратская. Все учителя имели специальное образование. Учеников в 1900 году было 26 мальчиков, в 1912-м - 30 мальчиков, 5 девочек, в 1914-м - 33 м., 9 д., в 1915-м - 32 м., 13 д., в 1916-м - 28 м., 14 д., в 1920 году - 19 м., 14 д.

В советский период в деревне был образован колхоз, существовали животноводческие фермы, на многочисленных пойменных лугах заготавливали сено. С создание Куйбышевского водохранилища вода подошла вплотную к деревне, луга были затоплены, мост через речку Шентала, соединяющий деревню с селом Остолопово разрушен, другой мост через реку Б.Бахта чуть ли не каждый год после половодья требовал ремонта. Но и после возведения железобетонного моста деревня не получила должного импульса для своего развития. Сегодня здесь не видно ни прохожих, ни проезжих. Как сложится ее судьба на пятом веке своего существования, никто не знает…

Источник :http://chistopol-rt.ru/news/obschestvo/derevne-bayteryakovo-400-let-kak-slozhitsya-ee-sud

Последнее обновление: 29 февраля 2024 г., 13:47

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International