В последнее время в адрес ТОУ Роспотребнадзора участились обращения граждан города с жалобами на офисы продаж, реализующие сотовые телефоны: потребителю Ф.было отказано в возврате денег за телефон, недостаток которого проявлялся неоднократно, покупателям С.,Л. проданы телефоны с характеристиками, не заявленными покупателями, покупателям П.,М. отказано в возврате денег за некачественный телефон, покупатель Я. не дождался от офиса продаж ни денег, ни телефона, покупателю Г. отказали в проведении экспертизы и др.
В связи с нарушениями прав потребителей ТОУ Роспотребнадзора предъявил соответствующие исковые заявления в суды общей юрисдикции в пользу конкретных потребителей и неопределенного круга лиц. В 2015 году подано 19 исков, на 43% больше, чем в 2014 году. При рассмотрении данных исков судами общей юрисдикции доля удовлетворенных требований потребителей составила 100%, кроме того в пользу потребителей было присуждено денежных средств в размере 909,94 тыс. руб., компенсация морального вреда составила 8 тыс.рублей.
Так, например, в ТОУ Роспотребнадзора обратилась гр. Я. с просьбой оказать ей помощь в составлении искового заявления к ЗАО МТС по факту не возврата смартфона из сервисного центра. Исковые требования были мотивированы тем, что гр.Я. приобрела смартфон, у которого в течение гарантийного срока выявились недостатки. Гр. Я. .вынуждена была обратиться к Продавцу. Для диагностики выявленных недостатков смартфон направили в сервисный центр на гарантийной основе, однако смартфон гр. Я возвращен так и не был.
В ходе судебного заседания вина ответчика была установлена в полном объеме, в связи с чем, исковые требования ТОУ Роспотребнадзора удовлетворены. С ответчика в пользу потребителя взыскана сумма, которая включает в себя: возврат денежных средств за уплаченный товар, пени, штраф за невыполнение в добровольном порядке требований потребителя и компенсацию морального вреда.
На сегодняшний день практически каждый гражданин имеет телефон, предназначенный для пользования услугами сотовой радиотелефонной связи. Основное назначение сотового телефона – это преимущественно голосовое общение. Однако функциональность его непрерывно совершенствуется, что сказывается на стоимости. Отдавая деньги за покупку, неприятно обнаружить, что купленный телефон неисправен.
Поэтому, прежде чем решиться на его приобретение обратите внимание на следующие моменты:
-поинтересуйтесь, у кого Вы его покупаете (В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее-Закон) Продавец обязан довести до сведения покупателя информацию о фирменном наименовании своей организации, месте ее нахождения (юридический адрес) и режиме работы, размещая указанную информацию на вывеске организации).
-телефон должен иметь сертификат или декларацию о соответствии Минсвязи, Госстандарта;
- на корпусе телефона (под аккумулятором) и на коробке должна быть маркировка сертификата соответствия ССЭ;
-сверьте серийные номера (IMEI), указанные на коробке, на корпусе телефона и выдаваемые самим телефоном после ввода кода *#06# (телефон должен быть включен, наличие сим-карты необязательно);
- проверьте работу телефона, (функции меню, настройки дисплея и др.).
Телефон должен обладать русифицированными настройками и клавиатурой.
В комплекте телефона должны быть: зарядное устройство, аккумуляторная батарея, инструкция по эксплуатации.
Отличить оригинальную батарею от нелегальной можно по голограмме, с помощью которой производители защищают свои аккумуляторы от подделок.
Если серийные номера совпадают и Вас все устраивает, можно оформлять покупку!
При передаче телефона покупателю одновременно передаются:кассовый чек; установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы,заполненный продавцом,гарантийный талон фирмы-производителя.
В случае незаполнения оригинального гарантийного талона авторизованным сервисным центром фирмы-производителя может быть отказано в гарантийном обслуживании телефона.
В гарантийном талоне указываются: марка и модель телефона, серийный номер, название и адрес фирмы-продавца, дата продажи, печать и подпись продавца.
Средний срок службы сотового телефона составляет около 3 лет.
Внимательно читайте все документы, которые Вами подписываются при покупке телефона!
Важно помнить!
Сотовые телефоны , имеющие сенсорный экран и обладающие двумя и более функциями относятся к технически сложным товарам и надлежащего качества не подлежат обмену или возврату в течение 14 дней. Поэтому покупая телефон необходимо помнить, что вернуть его в магазин можно только при наличии в нёмнедостатков, либо если не предоставлена полная и достоверная информация о товаре.
Если купленный Вами телефон сломался или же были обнаружены недостатки, то в соответствии со ст. 18 Закона Вы вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на ремонт;
-соразмерного уменьшения покупной цены;
-замены на товар аналогичной марки или замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом цены;
-расторжения договора купли продажи.
Данные требования потребитель имеет право предъявить после проведения проверки качества. Магазин зачастую отказывает в замене товара или возврате денежных средств, предлагая отремонтировать телефон. Но не всегда ремонт целесообразен и выгоден для потребителя. Поэтому можете не следовать инструкциям продавца, а выбирать любое данное законом право (вышеперечисленные требования).
Срок устранения недостатков (ремонт) установленный ст. 20 Закона, не может превышать 45 дней!
В случае невыполнения указанных сроков потребитель вправе по своему выбору предъявить требования, установленные ст. 18 Закона. На время ремонта (по письменному требованию потребителя) продавцом в трехдневный срок безвозмездно предоставляется покупателю телефон, обладающий этими же основными потребительскими свойствами.
В случае спора о причине возникновения неисправностей (в период гарантийного срока) продавец обязан провести экспертизу телефона за свой счет.
После истечения гарантийного срока, потребитель вправе самостоятельно провести экспертизу в отношении качества сотового телефона и предъявить свои требования.
Если Вы согласились на гарантийный ремонт, то при приемке телефона продавец обязан предоставить надлежащим образом оформленные документы, в которых быть указано: состояние телефона, штамп магазина, дата приемки, срок ремонта.
Следует обратить внимание на следующие моменты:
- Если Вы заявили требование о замене товара или возврате уплаченных денежных средств за товар ненадлежащего качества, обратите особое внимание на документ, который подписываете. Может оказаться так, что продавец намеренно вводит Вас в заблуждение, предлагая подписать накладную о проведении диагностики (экспертизы/проверки качества) телефона, а фактически Вы подписываете договор на проведение ремонта телефона.
- Если Вы заявили требование о проведении гарантийного ремонта, обратите внимание, чтобы в договоре был указан срок устранения недостатков, который в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» не может превышать 45 дней. Чаще всего сроки выполнения работ по ремонту не определены или превышают установленные Законом сроки.
- Прежде чем отдать телефон для проведения проверки качества или ремонта, рекомендуем потребовать от работников магазина или сервисного центра, вскрыть аппарат в Вашем присутствии и составить акт об отсутствии механических повреждений, жидкости и пр.
-Рекомендуем для проведения экспертизы предоставлять товар с недостатками самостоятельно в назначенное продавцом время и место (а не оставлять в магазине для проведения проверки качества).
- Если Вы не согласны с результатами проверки/экспертизы, сделайте об этом отметку в документах продавца и обратитесь в независимую экспертную организацию или в суд.
По всем интересующим вопросам, относящихся к прерогативе защиты прав потребителейобращайтесь в ТО Роспотребнадзора по РТ в Чистопольском, Спасском районах по адресу: г.Чистополь, Фрунзе ,24 , тел. 5-50-05; 5-51-50.