Уже не первый год в городе поднимается вопрос о нехватке квалифицированных молодых кадров, которые востребованы на предприятиях города. Именно эту проблему призвана решить новая образовательная программа, которая с этого учебного года стартовала на базе лицея №2.
О том, как создавался инженерный класс, какие дисциплины включает в себя образовательная программа, об особенностях обучения рассказал директор лицея №2 Руслан Зелинский.
– Идея подготовки учеников для дальнейшего поступления в технические вузы родилась тогда, когда меня назначали директором лицея. В то время я преподавал в филиале КНИТУ КАИ «Восток» и работал в приемной комиссии. У меня душа болела за то, чтобы дети после окончания школы не уезжали в другие города, а поступали в «Восток», затем шли на наши предприятия, чтобы трудиться на благо развития родного района. После открытия лицея нам удалось побывать в казанском лицее «Инженерный центр», который работает в тесной взаимосвязи с КНИТУ – КАИ. У них есть детский сад, в котором функционируют специальные группы. Их воспитанники приходят в лицей, где получают начальное, основное и среднее образование инженерной направленности. В инженерном классе упор делается на техническую, технологическую, а также лингвистическую составляющие, поскольку практически вся техническая документация в инженерной сфере идет на английском языке. Со временем этот опыт стали перенимать в районах. Но там учителей приглашали из казанского лицея и головного вуза КНИТУ – КАИ. У нас была возможность приглашать преподавателей и выпускников филиала КАИ, – рассказал Руслан Владимирович.
Спустя год в Чистополе всерьез задумались об открытии инженерного класса.
– Мы пригласили коллег из казанского лицея, которые провели у нас презентации с участием родителей. Они предоставили нам образовательные программы, оказали учебно-методическое сопровождение. Так, с 1 сентября на базе нашего лицея начал работать первый инженерный класс 1 И, в котором обучаются 22 лицеиста. Мы создали малокомплектный класс, чтобы не потерять в качестве, – отмечает директор лицея.
Стоит отметить, что инженерный класс функционирует по программе «Школа полного дня», то есть родители приводят детей к восьми часам и забирают вечером, после работы.
Говоря об инженерном классе, многие представляют себе учебную программу, наполненную техническими дисциплинами. Как оказалось, это далеко не так.
– В первой половине дня дети занимаются по базовой учебной программе, добавляется только углубленное изучение математики. Отличительной особенностью является дополнительная общеразвивающая программа. Вторая половина дня насыщена объединениями дополнительного образования, мы их называем «кейсом дополнительного образования», – отмечает Руслан Владимирович. – При создании класса был еще один важный момент: классный руководитель должен был соответствовать определенным критериям. Поэтому мы выбрали опытного педагога высшей квалификационной категории Елену Анатольевну Иванову.
– А какие направления входят в кейс дополнительного образования?
– В него входят робототехника, шахматы, хор, хореография, живопись, спортивная секция. В этом году мы заключили соглашение с руководством спортивной школы «Лидер», и теперь наши дети посещают бассейн под руководством тренера. Также кейс включает проектную деятельность. Несомненно, она входит и в обычную учебную программу, но в инженерном классе упор будет делаться на техническую направленность. В старших классах это будет более заметно, когда ученики под руководством учителей, преподавателей из вуза будут заниматься технической разработкой, научной деятельностью, участвовать с проектами на научных конференциях, в различных конкурсах. Из лингвистической составляющей предусмотрены обычный английский, театр на английском и английский с учителем, являющимся носителем языка. Мы специально пригласили педагога из казанской школы. Он с детьми вообще не разговаривает на русском языке. Кроме того, в начальной школе есть предмет «Окружающий мир». В кейсе дополнительного образования предусмотрена такая дисциплина на английском языке, она называется «Мир вокруг нас» («World around us»). Учебники по этим образовательным направлениям мы закупили за счет школы. Все эти направления дети посещают в сопровождении своего тьютора. Плюс ко всему – у наших детей есть тихий час. Для этого выделены отдельные комнаты отдыха для мальчиков и девочек.
– Направления дополнительного образования достаточно широки.