О применении риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и соблюдении законодательных ограничений для проведения проверок субъектов малого предпринимательства

19 ноября 2018 г., понедельник

В соответствии со ст.8.1. Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Чистопольском, Спасском, Алексеевском, Новошешминском районах применяется риск-ориентированный подход при организации государственного надзора. 

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска. 

Отнесение к определенной категории риска осуществляется с учетом оценки вероятности несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями соответствующих обязательных санитарно-эпидемиологических требований. 

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, деятельности которых и (или) используемым ими производственным объектам определены категории риска, плановые проверки с целью осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора проводятся со следующей периодичностью. 

 

 Категории риска   Особенности осуществления мероприятий по контролю    

  Чрезвычайно высокий риск   плановая проверка проводится 1 раз в календарном году    

  Высокий риск   плановая проверка проводится один раз в 2 года    

  Значительный риск   плановая проверка проводится один раз в 3 года    

  Средний риск   плановая проверка проводится не чаще одного раза в 4 года    

  Умеренный риск   плановая проверка проводится не чаще одного раза в 6 лет    

  Низкий риск   плановые проверки не проводятся  

 

Объекты государственного контроля (надзора), которым не присвоены определенные категории риска, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска. 

При наличии критериев, позволяющих отнести объект государственного контроля (надзора) к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект государственного контроля (надзора) к более высоким категориям риска. 

Правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, предусматривают возможность подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска. 

При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска соответствующая информация об этих объектах размещается на официальном сайте органа государственного контроля (надзора). 

Следствием применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, а также соблюдения законодательного запрета осуществлять проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого предпринимательства, является сокращение количества плановых проверок. 

Так,  за  8 месяцев 2018 г.  территориальным отделом проведено 105 проверок в рамках Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», из них плановых – 919 (33,0%), внеплановых – 1866 (67,0%). 

Количество проверок по сравнению с I полугодием 2015 г. (3142) снизилось на 11,3% за счет существенного снижения числа плановых проверок (в 1,5 раза с 1390 проверок до 919). 

Проведено полное обоснование по каждой проверке, включенной в план на 2016 г. и анализ проекта плана. 

В 2016 г. предусматривается проведение 72 плановых проверок ОМСУ и 1503 ЮЛ, ИП. Общее количество проверок – 1575, что меньше плана на 2015 г. на 929 проверок или 37% (2015 г.- 2504 проверки). 

В структуре плана на 2016 г. (1575 проверок) субъекты предпринимательства составили 23,7% (374 проверки), в том числе субъекты малого бизнеса - 7,5% (118 проверок), из них микропредприятия – 3,2% (51 проверка). 

На 2016 г. запланировано проведение 307 плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, что составляет 19,5% от общего количества запланированных на 2016 г. плановых проверок. 

Количество плановых проверок в отношении малого и среднего бизнеса на 2016 г. (307) по отношению к 2015 г. сократилось в 4,6 раза, а к уровню 2014 г. – в 5,3 раза, и в структуре плана на 2016 г. составляет 19,5%. 

Основания для проведения плановых проверок субъектов малого предпринимательства, предусмотрены ст.26.1. Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 

с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года территориальным отделом не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»: 

Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи; 

Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи; 

Оказание скорой медицинской помощи; 

Розничная торговля лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств в аптечных учреждениях; 

Оптовая торговля лекарственными средствами; 

Дошкольное и начальное общее образование; 

Основное общее и среднее (полное) общее образование; 

Деятельность детских лагерей на время каникул; 

Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания. 

Законодательный запрет на проведение с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, не применяется при осуществлении 8 видов надзора: 

федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности; 

федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности; 

государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории; 

федеральный государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности (ст.10.1 Федерального закона от 9 января 1996 г. №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»); 

федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны; 

лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами; 

внешний контроль качества работы аудиторских организаций; 

федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии. 

Запреты не применяются, в случае если в отношении субъектов малого предпринимательства ранее было вынесено вступившее в законную силу: 

Постановление о назначении административного наказания: 

за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с КоАП Российской Федерации; 

в виде дисквалификации; 

в виде административного приостановления деятельности. 

Принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, 

и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет. 

Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении таких лиц. При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок приводится информация об указанном постановлении либо решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение. 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International